www.7-consult.ru

Изменение в порядке контроля со стороны налоговых органов за сделками налогоплательщиков.
НОВОЕ в ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее – Федеральный закон № 227-ФЗ) с 1 января 2012 года существенно изменится порядок контроля со стороны налоговых органов за сделками налогоплательщиков.

Федеральным законом № 227-ФЗ в часть 1 НК РФ включен новый раздел, который будет целиком посвящен особенностям ценообразования и налогообложения при совершении контролируемых сделок.

В рамках данной статьи мы остановимся только на основных моментах нововведений, так как новые положения весьма пространны и их трактовка не может быть изложена в краткой форме. В последующих статьях мы будем останавливаться на отдельных положениях.

Прежде всего, хочется указать на положительные моменты этих нововведений:

- с 2012 года у налоговиков не будет повода для проверок по сделкам, цены по которым отклоняются от рыночных больше 20%, а так же при совершении любых сделок между взаимозависимыми лицами, по товарообменным операциям и по внешнеторговым сделкам,

- перечислены конкретные ситуации, при возникновении которых лица обязательно будут признаваться взаимозависимыми;

- установлен перечень контролируемых сделок и минимальная сумма таких сделок;

- установлен судебный порядок взыскания налогов, доначисленных при проведении проверок применения цен;

- появилась возможность симметричного изменения налогооблагаемой базы всеми сторонами контролируемой сделки.

Кроме позитивных изменений есть также и нормы, ухудшающие положение налогоплательщиков. К ним можно отнести появление еще одного (третьего) вида налоговых проверок и расширение полномочий налоговых органов, введение дополнительной отчетности и увеличения налоговых санкций.

В Налоговый кодекс введено понятие контролируемых сделок (ст. 105.14 НК РФ). К ним будут относиться, прежде всего, сделки между взаимозависимыми лицами, а так же приравненные к ним сделки.

Перечень ситуаций, при возникновении которых лица обязательно будут признаваться взаимозависимыми, значительно расширен, но указание на то, что суд может признать лица взаимозависимыми и в других случаях, если появятся соответствующие признаки, так же сохранилось.

Увеличился (с 20 до 25%) предельный уровень участия одной организации в капитале другой, при превышении которого они становятся взаимозависимыми. Также очень важно, что аналогичное условие будет установлено для случая участия в капитале организации физического лица. Сейчас для этой ситуации никакого предельного уровня не существует, хотя на практике в таких случаях взаимозависимость возникает очень часто.

В соответствии со ст. 105.14 НК РФ, к сделкам между взаимозависимыми лицами приравнивается и ряд иных сделок, если согласно п. 7 данной статьи сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 100 млн. руб. в 2012 году, 80 млн. руб. в 2013 году и 60 млн. руб. с 01.01.2014 г.

Понятие «контролируемая сделка» мы постараемся раскрыть в последующих статьях.

Отдельного внимания требуют методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов, и источники, из которых можно получить информацию о ценах, применявшихся в сопоставимых сделках.

В действующей редакции Налогового кодекса таких методов три, в новой ст. 105.7 НК РФ их пять, в качестве приоритетного, как и сейчас, используется метод сопоставимых рыночных цен.

В настоящее время можно использовать только официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках (п. 11 ст. 40 НК РФ). Статья 105.6 НК РФ в новой редакции дает для поиска таких цен существенно больше возможностей, причем их список открыт. Главное, чтобы информация либо была общедоступна, либо исходила от самого налогоплательщика (п. 4 ст. 105.6 НК РФ).

Важным моментом является возможность использования сведений о рыночной стоимости товаров (работ, услуг) и иного имущества, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранных государств об оценочной деятельности (пп.3 п.2 ст.105.6 НК РФ). В действующей редакции налогового кодекса такая возможность отсутствует. Исходя из арбитражной практики, налогоплательщик не мог использовать отчет независимого оценщика в подтверждение рыночной стоимости имущества. Таким образом, при совершении разовых контролируемых сделок после 1 января, налогоплательщикам лучше сделать такую оценку

Новый порядок коснется не всех налогов, его надо будет учитывать при определении налоговой базы по НДС (но не во всех случаях), акцизам, НДФЛ, налогу на прибыль и НДПИ.

Согласно ст. 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны будут уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках не позднее 20 мая следующего года. Налоговики, в свою очередь, в соответствии со ст. 105.15 НК РФ получили право требовать документацию относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), но не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

При этом налогоплательщик может представлять информацию, доказывающую, по его мнению, что коммерческие и (или) финансовые условия контролируемых сделок соответствуют тем, которые имели место в сопоставимых сделках.

Следует отметить, что проверять правильность ценообразования по контролируемым сделкам налоговики могут только в рамках специальной проверки, которая предусмотрена ст.105.17 НК РФ. Поводом для назначения такой проверки могут быть - указанное уведомление о совершенных контролируемых сделках или извещение налогового органа, выявившего факты совершения таких сделок при выездной или камеральной проверке.

Примечательно, что если в отношении одной из сторон контролируемой сделки была проведена проверка, касающаяся этой сделки, и в ходе нее не было выявлено нарушений в ценообразовании, то проверка других участников данной сделки по ее поводу проведена быть не может. То есть в этом случае предполагается, что ее условия соответствуют условиям аналогичных сделок между невзаимозависимыми лицами.

Если налоги все-таки доначислены, то другая сторона сделки может произвести соответствующую корректировку в своей налоговой базе (ст. 105.18 НК РФ в новой редакции), но при условии что доначисленные налоги поступили в бюджет.

Статья 105.3 НК РФ предусматривает самостоятельную корректировку заниженных налогов. Любопытно, что в течение календарного года налогоплательщик вправе исчислять налоги с использованием фактически примененных цен в контролируемых сделках. Соответствующие корректировки по НДС и НДПИ отражаются лишь в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, представляемых одновременно с декларацией по налогу на прибыль организаций (НДФЛ).

Сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком самостоятельно, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (НДФЛ) за соответствующий налоговый период. При этом за период с момента возникновения недоимки по дату истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

Штрафные санкции за нарушения в порядке применения цен по контролируемым сделкам предусмотрены в новой ст. 129.3 НК РФ. За это будет предусмотрен штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. В обычной ситуации за неуплату налогов и сборов такой штраф назначается, если это деяние произошло умышленно, и не ограничивается минимальным размером. Правда, в таком повышенном размере данная санкция будет действовать только с доначислений начиная с налогового периода 2017 года. В 2014 – 2016 годах она будет применяться в размере 20% от неуплаченной суммы налога, а до этого не будет действовать вовсе (п. 9 ст. 4 Федерального закона № 227-ФЗ). Установлен также штраф за непредставление в срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или его представление, но с недостоверными сведениями. Он равен 5 000 руб. за каждый такой случай.

Крупнейшим налогоплательщикам закон предоставляет возможность заключить с налоговыми органами соглашения о ценообразовании по контролируемым сделкам, уплатив при этом госпошлину в размере 1,5 миллиона рублей.

 
Об изменениях в ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
НОВОЕ в ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

1 июля 2011 г. вступил в силу федеральный закон N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", где в ст.31 говорится об изменениях в федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

С 1 июля компаниям больше не надо сообщать налоговикам об изменениях в паспортных данных учредителей и руководителя компании, это будет автоматически происходить по межведомственному запросу от миграционной службы (п.5, п.п."в"). Но если эти данные были прописаны в уставе, то потребуется внести изменения.

Заверенный налоговиками экземпляр устава или изменений к нему можно получать без дополнительной оплаты, представив в ИФНС при регистрации нового устава или изменений к нему два экземпляра документа. Т.е. у организаций теперь будет не копия устава, заверенная налоговой инспекцией, а равноценный оригинал.

 
Новый "больничный" - будьте внимательны
ФИНАНСОВЫЕ НОВОСТИ

Новый листок нетрудоспособности, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.11 №374н, действует с 1 июля. А порядок его выдачи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.11 №624н, вступит в силу с 22 июля. Но как подтвердил ФСС РФ, им нужно руководствоваться уже сейчас.

 
С 2012 года количество форм документов персонифицированного учета увеличится
ФИНАНСОВЫЕ НОВОСТИ

Со следующего года количество форм документов персонифицированного учета увеличится. Правление Пенсионного фонда РФ утвердило новые формы отчетности постановлением от 24.03.2011 №59п. Всего их три:

- « Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица (СЗВ 6-3)

- "Опись документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица (АДВ-6-4))

-"Актуализация лицевого счета застрахованного лица (АДВ-8-1)"

 
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [Следующая] > [Последняя] >>

Результаты 29 - 32 из 89